Ароматерапия - эфирные масла, аромамасла, растительные масла, афродизиаки.
Ароматерапия с  натуральной косметикой Карл Хадек. Аромамасла, эфирные масла, афродизиаки
 
 
ПРАЙС-ЛИСТЫ
Скачать XLS 142K
Скачать RAR 27K
ОБЪЯВЛЕНИЯ

Мы запускаем новй проект - Клуб Своего Здоровья . Членам клуба уже доступна аудиозапись лекции доктора медицонских наук, гастроэнтеролога Лаптевой Елены Николаевны "Особенности применения продукции Вивасан при гастроэнторологических заболеваниях" от 2.06.2009 г.

Природная косметика.
О проекте
Новости
Как сделать заказ
Вопрос-ответ
Клуб Своего Здоровья
Статьи
Контакты
  моя корзина     мои заказы     регистрация  
  поиск по каталогу поиск по сайту
Главная  >> Клуб Своего Здоровья  >> Дистанционное обучение  >> История ароматерапии. Бесплатный урок. Теория.
 

ВНИМАНИЕ!

Интернет-магазин Naturaroma.ru прекращает прием заказов на продукцию Вивасан с 26 апреля 2010 года.

Вивасан переехал на новый сайт: Вивасан Клуб(к сожалению, Вам придется заново пройти процедуру регистрации).

Спасибо за понимание!


Обб

Курс Общая Ароматерапия

Занятие 1

Теоретическая часть

История ароматерапии

С древнейших времён чувство обоняния играло важную роль. Оно было необходимо при поиске растительной и животной пищи, для оценки её пригодности для питания. Обладая острым обонянием, древний человек мог определить приближающегося хищника, почувствовать изменения погоды — всё это было жизненно необходимо для выживания. Возможно, в эпоху палеолита, когда человек научился добывать огонь, возникла традиция добавлять в огонь ароматические растения и таким способом ублажать богов. Так возник обычай воскуриваний, который сохранился, видоизменившись, до настоящего времени в храмах. Индийское слово храм, на санскрите «gandhakuti», буквально означает «дом фимиама». Различные культуры внесли свой вклад в изучение мира ароматических растений. Благовония были божественны по своей природе, но полностью таинственная природа аромата, до настоящего времени ещё не раскрыта, это предстоит сделать будущим исследователям. Сферы использования ароматических растений были обширны, они сопровождали жизнь человека от рождения до самой смерти.

Наиболее широко ароматерапия применялась в таких областях:

1. Религиозные, мистические ритуалы, процессы посвящения и инициации.

2. Парфюмерия, изготовление ароматических эссенций, духов для эстетического удовольствия.

3. Косметология – использование различных составов для улучшения состояния кожи, омоложения, красоты.

4. Лечение, профилактика болезней.

5. Принадлежность к высшему слою общества, предмет роскоши.

6. Ароматизация пищи, вина для увеличения срока годности, улучшения вкусовых свойств.

7. Бальзамирование тел.

8. Платёжное средство.  

Различные источники утверждают, что ароматерапия как метод парфюмерии возникла в Месопотамии, где был открыт способ дистилляции растительного сырья. Благодаря нему стало возможно получение высококонцентрированных, длительно хранящихся ароматических масел. Традиционным в Месопотамии было ритуальное применение воскуриваний, составление парфюмерных композиций, бальзамирование.

Культура ароматерапии и парфюмерии наиболее широко получила своё развитие в Древнем Египте. Это время считается началом истории ароматерапии. Рецепты благовонных средств держались в строжайшем секрете. Существовал рецепт из нескольких растений, так называемая «трава правды», который позволял жрецам входить в определённое состояние, позволяющее видеть грядущие события. Её действие так же позволяло узнать о человеке всё — он просто не мог лгать. Это использовалось изначально, чтобы узнать причину заболевания, т.к. кроме самого человека никто не знает действительных причин происходящего внутри.

Египтяне хорошо знали о способности ароматов воздействовать на эмоции. У каждого фараона имелось множество различных духов, различного предназначения: одни поднимали настроение, другие устраняли нервозность, или усиливали половое возбуждение, а на случай войны имелся специальный рецепт для развития агрессивности.

Благовония играли важнейшую роль в религиозных празднествах, устраиваемых в честь многочисленных богов. В ритуалах применяли воскуривание и жертвоприношение. Наиболее распространённым было использование воскуривания, ароматических масел, ароматических шариков, жертвенные притирания (ими наполняли тело предназначенного для жертвоприношения животного). Самыми почитаемыми растениями считались смола кедра, ладан и мирра. Египтянами был составлен рецепт «куфи», который держался в строжайшем секрете и был предназначен для различных целей — от лечебной до мистической. В состав «куфи» входило от 16 до 60 компонентов, среди них: можжевельник, мирра, корица, кедр и другие растения. В ритуал коронации всегда входило помазание специальным ароматическим маслом.

Древние египтяне верили в переселение душ, поэтому с особым почтением относились к умершим. Они бальзамировали тела всех мертвецов. Существовало три вида бальзамирования. Бальзамирование по первому классу или «бальзамирование Озириса» было доступно только высшим кастам и было очень дорогим. При помощи металлического зонда, через носовые ходы удаляли головной мозг и наполняли голову ароматическими травами. Через разрез живота удаляли внутренности, а брюшную полость наполняли миррой, корицей, кассией и другими ароматическими растениями. Тело зашивали и на протяжении 70-ти дней держали в растворе соды. Затем с ног до головы обматывали тонкими льняными бинтами, пропитанными клейкой смолой и ароматическими веществами. В таком виде тело укладывали в деревянный саркофаг, который вертикально ставили у стены. Несколько раз в год мумию извлекали, и с большими почестями совершались поминальные обряды, в частности на мумию выливали специальную смесь ароматических масел. Другой метод бальзамирования заключался в том, что в тело вводили кедровое масло. Для беднейших слоёв умершего обрабатывали сурьмой и солью, которые обезвоживали тело.

В повседневной жизни египтяне использовали целую систему гигиенического ухода за телом: сначала тело обмывалось водой, а затем умащалось ароматическими маслами. Считалось, что смазывание тела жирным маслом облегчает в жару самочувствие человека и тормозит обезвоживание. Этот ритуал заменял гигиенические процедуры и его использование было регламентировано. Простые люди применяли касторовое масло, а жрецы и знать предпочитали масла и мази, сделанные на основе оливкового, миндального или кунжутного масел с добавлением мирры, душистых трав и других ароматических ингредиентов. Ароматические средства находили обширное применение в косметике и парфюмерии.

Большим ценителем ароматических средств была царица Клеопатра. Её любимыми растениями были: роза, ладан и лотос. Неизгладимое впечатление ей удалось оказать на Марка Антония при первой встрече: она настолько пропитала свой корабль ароматическими веществами, что задолго до её появления был, ощутим прекрасный аромат. Используемые в ароматерапии ванны получили название «ванны Клеопатры», т.к. царица впервые применила этот способ.

В качестве основы благовонных масел для косметических целей использовали оливковое, миндальное, кунжутное и другие масла. К ним добавляли в различных пропорциях масляные концентраты из смол, корней, трав или цветов растений, так называемые «мацераты». Мацерация являлась основным способом получения благовонных масел и ароматических веществ. Благовония были важным предметом торговли. Арабские купцы и мореходы поставляли в Египет ладан, сандаловое дерево, древесину агаро (алое), стиракс, мускатный орех, черные перец, корицу и другие растения.

Среди лечебных средств использовали:

•        Кипарис – при лёгочных и нервных заболеваниях;

•        Тимьян – для изготовления лечебных мазей с бактерицидным действием;

•        Анис – при лёгочных и кишечных заболеваниях;

•        Ладан и ладанник – при нервных заболевания.

 Ароматические вещества служили одним из источников получения эстетического удовольствия: во время многочисленных пиров рабы умащали головы гостей ароматическими маслами, весь пол был покрыт лепестками цветов, стены были увешаны гирляндами, столы были уставлены яствами, музыканты услаждали слух приятными мелодиями — всё было направлено на получение максимального удовольствия.

Древние иудеи применяли различные виды ароматических воскуриваний: «и обонял Господь приятное благоухание… (книга Бытия). Существовали специальные рецепты для священнодействий, среди множества заповедей Моисей получил от господа и правила сооружения алтаря, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений (Исход): «Возьми ты себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сикелей и корицы благовонной половину того и тростника благовонного 250, и кассии 500… и масла оливкового гин. И сделай из этого миро для священного помазания…» Это масло использовалось для посвящения первосвященников, его лили на голову в таком количестве, что оно стекало на бороду. Специальные составы для религиозных ритуалов запрещалось использовать в личных целях, если кого-то замечали в нарушении запрета, его ждала суровая кара: «Кто сделает себе подобное, чтобы обонять курение его, тот истребится из народа своего». Возжигать курения в храме имели право только жрецы. Священные курения приготавливались из мирры, оникса, ладана и других ароматических веществ.

У египтян был заимствован обычай применения ароматических масел для гигиены тела. В медицинских целях по специальному закону применялся очистительный ритуал для женщин: в течение 6 месяцев втиралось мирровое масло, а в дальнейшем – другие ароматические масла. Кроме ароматических воскуриваний, порошков, притираний применялись вещества, создававшие «аромат одежды»: «твои масти приятны для обоняния, имя твоё — мирровое масло».

Обычай бальзамирования был перенят у египтян, его упоминание находим в Евангелии: «пришёл Никодим (к Иисусу) и принёс состав из смирны и алоя… и так взяли они тело Иисуса и обвила его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи». Благовония ценились очень высоко и служили знаком особого почтения, об этом говориться в Библии (Новый завет): «И вошедши (волхвы) в дом, увидели младенца с Марией, Матерью его, и, падши, поклонились ему, и, открывши сокровища свои принесли Ему дары: золота, ладан и смирну». Часто благовония включали в дары царям, к примеру, царица Савская, посещая царя Соломона, преподнесла ему «такие пряности, какие никто до той поры не видел».

 Античная Азия — ассирийцы поклонялись множеству богов. Для богов сооружали алтари, на которых в изобилии возжигались священные курения и ароматические смолы. Священное писание упоминает жрецов: «кадивших Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному». Геродот подробно описывает построенные в Вавилоне в честь Ваала храм. Внутри храма находилась золотая стела с изображением бога весом в восемьсот талантов. На алтаре, сделанном из массивного золота, ежегодно сжигалась тысяча талантов ладана.

Дань с покорённых народов бралась в ароматических веществах, так Геродот сообщает, что арабы платили ежегодно дань в тысячу талантов олибанума (ладана). Быт ассирийцев был насыщен роскошью и утончённостью, и предполагал широкое потребление ароматических веществ. Иногда это приобретало необычные формы: царь Сарданапал часто, подобно своим жёнам, красился, и когда его свергли, избрал смерть на костре из благовонного дерева, где, вместе со своими жёнами задохнулся в облаке ароматного дыма. Вавилон был одним из важнейших центров торговли ароматическими веществами. Притирания, эссенции, благовонные травы поставлялись в соседние страны, и широко потреблялись самими вавилонянами.

В период расцвета Вавилона получил распространение обычай умащать своё тело ароматическими маслами и постоянно жечь благовонные курения. Использовались различные виды косметики, духов. Вавилонские благовония ценились далеко за его пределами. Жидкие эссенции хранились во флаконах из стекла или алебастра, а притирания – в коробочках из фарфора или халцедона. Ксенофонт описывает знатное общество: «…горды великолепными причёсками, умащены маслами ароматными».

После победы над персами и захвата нетронутого шатра царя Дария III, Александр Македонский увидел всякого рода кувшины, флаконы для притираний, сделанные из чистого золота, когда он почувствовал удивительный запах душистых трав и других благовоний… он сказал: «вот это, по-видимому, и значит царствовать».

 Древняя Греция. Число греческих божеств доходило до 30 000, и каждому из них полагалось совершать обязательные ритуалы – жертвоприношения и воскуривания. Гесиод писал: «Следует также богов ублажать курением и жертвой, вечером, перед отходом ко сну, и когда поднимается солнце». При упрощённом ритуале сжигались только благовония, при этом греки приписывали благовониям божественное происхождение и считали их атрибутами богов. Никто из греков не предпринимал любого важного дела, не заручившись поддержкой бога, покровительствующего начинанию. Наиболее популярным из благовоний, используемых в ритуальных целях, был ладан.

Ароматическим маслам приписывались чудодейственные свойства, способность дарить красоту, они часто упоминаются в мифах и легендах. По легенде Венера подарила Фаону, мореплавателю с острова Лесбос, божественную эссенцию, которая так изменила его внешность, что он стал прекраснейшим из смертных. Благовония считались также необходимом элементом колдовства. Цирцея удерживала Одиссея на своём острове с помощью ароматических курений. Медея сварила в благовонных травах престарелого Эсона, и он превратился в цветущего юношу.

В Греции широко использовались духи на масляной основе с запахом различных цветов, самыми популярными считались с ароматы розы, ириса, нарда, майорана, ладана. Популярными были и духи из нескольких компонентов, излюбленными греческими духами были «баккарис» и «псагд».

Благовония обильно употреблялись во время праздников, которые продолжались по нескольку дней, например, Элевсинские Мистерии, посвящённые Церере. «Посвященных», которым удавалось с достоинством их пройти, на 9-й день вводили в храм Цереры, и им описывалось место, которое их ждёт. Это был город с изумрудными стенами, он окружён каналом, заполненным благовониями, от него поднимается благоуханный туман, окутывающий город. Таково было представление рая у греков.

Гиппократ развил траволечение как научный метод и утверждал: «Путь к здоровью и долголетию лежит через ванны с ароматическими маслами и массаж с благовониями, применяемые ежедневно». Когда в Афинах разразилась эпидемия чумы, он убеждал население жечь ароматические растения на углах улиц и в домах.

Другой греческий врач — Анакреон — советовал растирать благовониями грудь и область сердца, на которое приятные запахи оказывают успокаивающее действие. Упоминал он также о лечебных свойствах розы: «Всех недужных исцеляет и хранит от тленья мёртвых».

Теофаст, знаменитый греческий ботаник, рекомендовал использование духов, пластырей, припарок в медицинских целях. Он открыл воздействие наружно наносимых масел на внутренние органы. Для лечения последствий пиршеств и некоторых болезней рекомендовалось: «…сладким бальзамом оросите голову, и это лучший рецепт против любого недуга».

Благовония использовались в погребальных обрядах: в погребальный костёр бросали благовонные курения, в погребальную урну помещали прах, смешанный с ароматическими маслами. Гробницы было принято орошать специальным ароматическим составом и посыпать цветами. Часть благовоний оставляли в гробнице для того, чтобы умерший мог пользоваться ими и в загробной жизни.

Ароматические вещества активно применялись и в быту: продукты, одежда, даже глиняные изделия ароматизировались различными видами благовоний. Греческое вино, которое пользовалось большой популярностью, и было важным предметом торговли, часто обогащалось разными ароматическими веществами. Одним из излюбленных было вино «миррина», в состав которого входила мирра.

Римская цивилизация. Благовония получили широкое распространение в Римской империи после завоевания Греции. Одним из признаков знатного человека были умащенные ароматическим маслом волосы. Благовония имели также ритуальное значение и воскуривались всем божествам. Можжевельник считался одним из универсальных растений, приятным любому божеству. Благовония и ароматические вещества были в основном привозными, и когда потребление в бытовых целях достигло такого размаха, что их не хватало для священнодействий, Юлий Цезарь издал закон, запрещающий торговлю «экзотикой», поступавшей из Азии и других стран. Калигула тратил на ароматические вещества огромные деньги и нежил своё истощённое излишествами тело в ароматических водах.

Особо была развита культура бань – терм. Римляне посещали термы почти ежедневно, что было хорошим средством гигиены. Они представляли собой роскошные здания с художественными галереями, библиотеками с аллеями и залами для гимнастических занятий. Самыми крупными были термы Каракаллы, которые могли одновременно вместить 2300 человек. В банях решались важные вопросы, термы были местом общения, наслаждения тела и души. Повсеместное применение нашли в термах благовония, притирания, ароматические масла. Страстным любителем ароматов был также Нерон, на погребение своей жены Поппеи он истратил столько ароматических курений, сколько вся Аравия могла произвести за десять лет.

Римляне использовали три вида духов: твёрдые — hedysmata, на масляной основе — stymmata и ароматическую пудру — diapasmata. Состояли духи как из одного компонента, например, роза, миндаль, нарцисс, так и из нескольких. Царские духи включали в свой состав 27 компонентов. Духи наносились на отдельные части тела, при этом на каждую часть наносили разный аромат. Духами пропитывали одежду, постель, стены домов, боевые знамёна и т.д. одним из излюбленных запахов римлян был шафран.

Женщины в Римскую эпоху использовали большое количество эссенций, притираний и косметических средств. Они иногда делали это так, что их мужья долго не видели лица из-за различных масок и составов. Овидий, в качестве косметического средства рекомендовал олибанум, полагая, что если это вещество приятно богам, то уж для смертных оно тем более полезно. Смешанный с селитрой, фенхелем, миррой, розовыми лепестками, олибанум превращался в отличное косметическое средство.

Диоскорид, греческий врач, служивший в армии Нерона, написал труд «Лекарственные вещества», где подробно описал лечебные травы. Он впервые описал лечебные свойства отвара ивы для снятия боли. Этот отвар является источником аспирина. Также он был автором пятитомного труда «О вопросах врачевания», в котором описывал 500 растений – кипарис, можжевельник, майоран, мирра и другие. Им были описаны рецепты снадобий, например, «Амакрион» — для лечения геморроя и болезненных менструаций, «Нардинон мурон» — при кашле и простуде. Почти все знания о лекарственных травах берут своё начало от Диоскорида.

Ближний Восток. Употребление благовоний и ароматических масел получило распространение в повседневной жизни, также они играли важную роль в различных празднествах и религиозных обрядах. Магомет в основу своей религии положил наслаждение всеми чувственными удовольствиями. Благовония при этом занимали особое место, так как они приводили верующих в необходимое состояние религиозного экстаза. «Из всех вещей в мире, – говорил он, – больше всего радуют сердце дети, женщины и благовония». Среди многочисленных благовоний арабы имели пристрастие к мускусу. Описание рая в Коране позволяло узнать, какова была страсть к мускусу: «Земля в этом восхитительном месте состоит из чистейшей пшеничной муки, смешанной с шафраном и мускусом… прекрасные нимфу… позволяют забыть все горести и невзгоды… они созданы не из земной плоти, а из чистейшего мускуса».

Авиценна, знаменитый целитель исследователь, усовершенствовал способ дистилляции растений, это значительно повысило эффективность процесса и стало возможно получение концентрированных, длительно хранящихся эссенций – эфирных масел. До этого открытия ароматические субстанции существовали только в виде ароматических смол, порошков, древесины, экстрактов на масляной основе – мацератов. Первым эфирным маслом, полученным дистилляцией было масло розы. Попутный продукт дистилляции – розовая вода, нашла обширное применение в быту, косметике, лечебных целях, кулинарии. Розовую воду стали использовать также как знак особого почтения гостю, её подавали, чтобы обмыть руки или брызгали на одежду. В «Каноне врачебной науки» Авиценна описывает, кроме розового, несколько эфирных масел: ромашковое, коричное, укропное и мятное.

Для изготовления духов применялись цветки розы, лилии, нарциссы, фиалки. В гигиенических целях пользовались ароматизированной разновидностью мыльной глины.

Индия. Природа щедро одарила эту страну ароматическими растениями. Поэтому в индийской культуре благовония нашли своё повсеместное применение. Особую роль играли ритуальные возжигания священного костра из сортов благовонного дерева в честь богов Брахма, Шива, и Вишну. Таким способом индийцы получали покровительство богов. Индийская мифология насчитывает пять небес, в которых боги наслаждаются благоуханием. Индийский бог любви – Кама был вооружён 5-ю стрелами соответствующим 5-ти органам чувств, посредством которых любовь может поразить сердце. Сами стрелы увенчаны цветками. Храмы с древнейших времён строились из сандалового дерева, они были обильно украшены цветами, внутри храма постоянно горели курительные палочки.

Ритуальные красители, которые наносились на тело, всегда ароматизировались сандалом и другими благовониями. Во время празднества, посвящённого Кришне, над толпой верующих разбрызгивалась смесь из ароматического порошка и розовой воды. В ритуальных и мистических целях употреблялась мазь «sandul». С помощью мази на доске рисовали магические круги и другие фигуры, в центре которых должен оказаться демон.

Использование священных благовоний в быту не возбранялось, а находило широкое применение. Наряду с другими благовониями применяли ароматические порошки, например «абир», состоящий из сандала, алое, розы, камфоры и других компонентов. Индийцы использовали пастилки, ароматические мази для натирания, в их состав входили: бензой, роза, жасмин и алое.

Некоторые из ароматических препаратов обладали кроме косметического, целебным действием: мазь из ветивера или кус-куса была хорошим средством от лихорадки. Индийские женщины для смягчения смазывали волосы специальным ароматическим маслом. В индийской медицинской системе – аюрведе — традиционно применяли различные препараты из трав, лекарственных и эфирных масел, пряностей. При этом эфирные масла используются для энергетической балансировки дош человека в зависимости от несущих качеств: согревающих или охлаждающих, сушащих или увлажняющих.

Свадебные церемонии в Индии не обходились без священного огня, называемого «оман». В нём сжигали сандаловое дерево, ароматические курения, благовонные масла. Подарком для невесты служил мешочек –«синдарган» с принадлежностями, в которые входили: флакон с розовым маслом, сосуд наполненный розовой водой и другие ароматические составы.

Погребальная церемония предписывала сожжение, и если умерший был богат, то погребальный костёр складывали из ароматических сортов древесины. Фаворитами среди душистых растений были роза и жасмин.

Крупнейшим центром производства эфирного масла, розовой воды эссенций из розы был Газипур. Кроме розы, любимыми ароматами были: мускус, амбра, пачули. Для натирания тела использовалась целая серия ароматических порошков, например, «абир» – включающий сандал, алое, розу, камфору; «чукса» — состоящий из кипариса, сандала, пачули, аниса, бензоя и пряностей.

 В отличие от Индии, где благовония применялись в изобилии, на Тибете распространение культуры ароматических веществ носило более скромный характер. Ритуалы, посвящённые поклонению божествам, включали воскуривание на алтаре и курение с помощью специальных ароматических трубок растений. Основным растением, применявшимся в этих целях, был можжевельник. Особо ценилась гвоздика — её цветы носили название «цветы богов».

В Китае ароматические вещества применялись с глубокой древности. Конфуций говорил: «Курения изгоняют дурной запах». Курения представляют собой ароматические палочки – ван-хенг и особую бумагу – юэн-пао. Обычай предписывал утром и вечером зажигать по три курительные палочки. Курительные составы ставились у ног различных скульптур, изображавших божества и возжигались.

Благовония использовались в погребальных обрядах. Тело усопшего обмывали, умащали благовониями и одевали в лучшие одежды. Во время церемонии постоянно горели курительные палочки и ароматические спички, которые держали участники церемонии.

Китайская парфюмерия использовала ароматические масла и эссенции. К наиболее распространённым видам парфюмерии относятся духи для ароматизации одежды эхенг и помада для волос хенг-цау. Излюбленным запахом считался мускус. Китайцы ценили не только его аромат, но и считали способным исцелить все болезни, известные в мире.

Перечень ароматических веществ, почитаемых китайцами, дополняют пачули, жасмин, кедр и некоторые сорта ароматической древесины. «Запах – всегда лекарство» – говорили китайцы, поэтому благовония дополняли другие виды лечения: акупунктуру, массаж, лекарственные травы. Считалось, что можно предотвратить болезни, используя пахучие растения, воскурения, плоды аниса, камфору, корицу, гвоздику и мускус. В домах знати была специальная акушерская комната, где во время родов жгли полынь, чтобы добиться милости богов и помочь роженице и ребёнку расслабиться.

 Многие японские обычаи использования ароматических веществ похожи на китайские. В храмах и домах жгли ароматическое дерево – «джинко». Ароматические вещества, применяемые в Японии, представляли собой специальную помаду из масла и воска, которую наносили на тело – «ниоябра»; «джинко» – ароматическое дерево, которое жгли в храмах и частных домах; «хамигаки» – зубной порошок из морских раковин и душистых трав. Погребальные традиции предусматривали сжигание на костре из благовонной древесины, в который добавляли ароматические масла и древесину алое.

 Европа. У скандинавских народов был обычай усыпать пол ветками можжевельника для создания благоухающей атмосферы, профилактики болезней, борьбы с блохами и вшами. После падения Римской империи многие достижения культуры были утеряны, нищета населения, феодальная раздробленность, натуральное хозяйство отбросило Европу на много лет назад.

Крестовые походы (10-12 века н.э.) на Ближний Восток «для освобождения гроба Господня» познакомили завоевателей с культурой применения ароматических веществ. Европейцы узнали, что такое лимоны, розовая вода, пряности. Центрами просвещения в это время являлись монастыри, где накапливались знания о лечебных свойствах растений, медицине. Святая Хильгарде Биргенская (13 век н.э.) написала трактат о лечебных свойствах растений.

В 14 веке, когда эпидемия чумы распространилась в Европе, существовало несколько способов избежать заражения: на груди носили ароматические шарики, в домах и на улицах жгли ароматические травы. Костюм врача той эпохи представлял собой длинный плащ, на голове — широкополая шляпа, на лицо надета маска с клювом, в котором находились ароматические травы, на груди висела кадильница с горящими благовониями. Существовала легенда о вине «четырёх разбойников». Разбойники долгое время грабили дома умерших от чумы, при этом никто не заразился, и когда их поймали, оказалось, что они постоянно пили определённое вино. В обмен на рецепт вина, которое они употребляли, их помиловали. Рецепт вина включал эфирные масла: розмарин, лаванда, сосна, мята и другие. Удивителен тот факт, что процент парфюмеров, выживших в то время, был очень высок.

Среди знати в 14-17 веках существовала мода на составление парфюмерных композиций, каждый, уважающий себя вельможа, составлял свой «рецепт». Часто они были не только духами, но и косметикой, «дарующую «вечную молодость», средством от всех болезней. В 1370г. была получена «вода королевы Венгрии». По легенде престарелая королева получила этот рецепт от отшельника, и благодаря употреблению этой воды семидесятидвухлетняя королева так похорошела, что стала походить на молодую красавицу, и на ней женился король Польский. В рецепт «воды королевы Венгрии» входили как основной компонент эфирные масла: розмарин, скипидар, сосна, лаванда, мята и спирт. Вода было внесена в Лондонскую фармакопею (1683 г.), где ей приписывали около ста лечебных свойств. Практикующие врачи носили при себе коробочку с ароматическими веществами, которую, подносили к носу и вдыхали каждый раз, когда общались с заразными больными.

Одной из причин для начала эпохи Великих географических открытий было повышение спроса на благовония, пряности, восточную косметику, которую приходилось доставлять с большими торговыми пошлинами через Египет. Именно за золотом, благовониями и пряностями плыли в Индию и Китай Колумб, Магеллан и другие мореплаватели. Пряности и благовония были ценным платёжным средством. Когда Магеллан вернулся в Севилью с Молуккских островов, груз перца и гвоздики окупил все затраты на экспедицию, включая стоимость трёх погибших кораблей.

Спрос на парфюмерию возрастал всё больше. Профессия парфюмера появилась в Европе в 11 веке. Чтобы стать мастером-парфюмером, нужно было четыре года прослужить учеником и три – подмастерьем. Первый настоящий одеколон создал уроженец Милана Иоганн Мария Фарина, он был выпущен в Кёльне в 1709г. и получил название «кёльнская вода». Вода получила огромную популярность, ароматическая составляющая включала эссенции из цветов, листьев, кожуры горького апельсина и других цитрусовых.

В 17 веке на юге Франции возникли центры парфюмерии – города Грасс, Ницца, Канны. Здесь не только перерабатывались привозимые растения — пачули, нард, ветиверия, сандал, ваниль и другие, но и выращивались эфиромасличные растения: лаванда, жасмин, роза. К 18-19 веку парфюмерия во Франции достигла большого расцвета, ежегодно вывозилось парфюмерных товаров на сумму более 30 миллионов франков. Производство духов, косметики, мыла и других туалетных принадлежностей было высоко развито в Париже и Лондоне, которые считались парфюмерными столицами.

Многое изменили научные открытия, повлиявшие на медицину, парфюмерию, косметику и другие области деятельности человека. В 18-19 веках химики научились выделять активные вещества из растений и синтезировать их. Наступила эра синтетических веществ. Использование трав и ароматических веществ резко сократилось. Постепенно к 19-20 веку стало преобладать мнение, что другие вещества, не синтетического происхождения, не обладают активным действием и даже вредны. Ароматерапию и траволечение отнесли к области народных традиций, «магии древних народов». Основной областью, где нашли применение эфирные масла, осталась парфюмерия.

Интерес к ароматическим веществам вновь открыл французский химик Рене Гаттефос. Однажды, работая в лаборатории, он получил сильный химический ожог руки, и интуитивно опустил её в сосуд с лавандовым маслом. К его удивлению ожог быстро зажил без заражения и шрама. Гаттефос заинтересовался лечебными свойствами эфирных масел. Во время первой мировой войны он применял эфирные масла для лечения пациентов военных госпиталей. Свои исследования он опубликовал в книге «Aromatherapia» (1937г).

Его продолжателем стал французский врач Жан Вальне, которые расширил исследования и стал использовать эфирные масла для лечения травм, ранений, дезинфекции, снятия спазмов. Его книга «Ароматерапия» (1965г) является одним из лучших трудов по применению эфирных масел.

Австралийский химик Пенфолд и другие учёные изучили свойства масла чайного дерева, и открыли его высокую антимикробную способность. После этого исследования в аптечку для английских солдат стало входить масло чайного дерева. В Италии Джованни Гатти, Ренато Кайола, Паоло Ровести открыли психотерапевтический эффект эфирных масел – жасминового, лимонного, лавандового. В качестве механизма воздействия предполагалось, что запахи могут высвободить подавленные, скрытые эмоции, травматические переживания.

Маргарет Маури (1895 – 1964 гг.) положила начало распространению ароматерапии в Англии. Она предложила смешивать эфирные масла и жирные масла для массажа и косметических процедур. Свои знания она изложила в книге «Секрет жизни и молодости».

 Россия. На древней Руси были распространены так называемые «чепучинские сидения». В закрытый деревянный ящик подавался пар с травами. «Чепучинские сидения» были полезны при простудных и суставных болезнях.

С приходом христианства в православных храмах во время церковных церемоний возжигают свечи, кадильницы, испускавшие сладкий дым ладана. Благовонный елей наносят на тело во время таинства крещения. Эти обычаи дошли, не изменившись до наших дней.

Первая российская крупная фабрика по производству туалетного мыла, духов, пудры и других косметических изделий была открыта в 1843г. французом Альфонсом Ралле. В настоящее время это известная парфюмерно-косметическая фабрика «Свобода».

Среди исследователей следует отметить Д.М. Российского, доктора медицины Московского медицинского института, в его книге «К фармакологии эфирных масел» (1919г) описаны фармакологические эффекты и действие эфирных масел ромашки, аниса, эвкалипта, гвоздики, укропа и некоторых других. Описаны их лечебные и токсические эффекты.

Б.П. Токин исследовал и описал бактерицидные свойства растений и предложил термин «фитонциды». Его исследования изложены в книге «Бактерициды растительного происхождения (фитонциды)» (1942г).

Современная Ароматерапия сегодня — это динамично развивающееся направление. Области её применения охватывают парфюмерию, косметологию, пищевую промышленность, медицину, фармацевтическую промышленность, коммерцию, повседневная жизнь человека.

Наибольшее развитие использования ароматических веществ сегодня наблюдается в Европе, США, Австралии. Здесь, помимо рекомендаций врачей по применению эфирных масел, распространено повсеместное использование ароматических веществ, растений, эфирных масел в магазинах, офисах, на производстве. Это служит различным целям: повышению работоспособности, концентрации внимания, привлечению клиентов, снижению и ликвидации стресса, созданию положительной эмоциональной атмосферы, дезинфекции помещения.  

Изучение ароматических растений продолжается, и дальнейшее исследование их роли в жизни человека, растительного и животного мира поможет нам лучше понять Природу, грамотнее использовать её кладовые и бережней относиться к дарам, которые она хранит.

Информация размещена с разрешения автора курса, Сакова Игоря Владимировича. Использование части или полностью данного материала в печатном, аудиальном, электронном и любом другом виде информации  запрещено.

© 2004-2007 г. Саков Игорь Владимирович

дизайн Юлия Терпугова
программное обеспечение ITdesign
О проекте |   Новости |   Как сделать заказ |   Вопрос-ответ |   Клуб Своего Здоровья |   Статьи |   Контакты